|
ПИАР-БРЕДЯТИНА
– ЭТО РЕАКЦИЯ БОЛЬНОГО ОБЩЕСТВА НА ВИРУС МОШЕННИЧЕСТВА,
ИЛИ ОПЯТЬ О ТОМ ЖЕ: КАК СТАТЬ
ПОЛИТКОНСУЛЬТАНТОМ?
Беда с этой повальной модой молодежи на
пиар! Ей-богу, похоже, Вирус мошенничества глубоко поразил наше общество.
То, что раньше считалось пороком, за что сажали на кол и пороли плетьми,
сегодня пребывает в ареоле доблести и мудрости. Всё большему количеству
наших граждан, еще не успевших окрепнуть умом, хочется стать волшебниками
(читай манипуляторами), научиться изящно дурачить доверчивых граждан и
зарабатывать на этом кучу денег! Всем хочется жить красиво!
Общество, точнее определенная мутная
его часть, его пена, пенный слой, оперативно реагирует на моду: десятки
фирм, никому не известных и уже сделавших на этой моде прибыльный бренд,
рекламируют себя в качестве «академиков» пиара: налетай, ребята, подешевело!
вот научим всех дурить! вот у вас получится!
И в этом - первая гнусная сторона
медали вируса мошенничества. Пена учит мутно пениться.
Кто только не представляется
«академиками», кто только не берется учить молодежь пиару, креатитву,
политконсалтингу, нейролингвистике и прочим чудесам, являющимся якобы
составными частями профессии политтехнолога, кто только не организует
разные пиар-курсы, НЛП-тренинги, всякие школы, мастер-классы и прочие
ликбез-забегаловки!
А между тем, большая часть того,
что читают слушателям доморощенные «академики», впрочем, как и то, что
преподают по данной теме в вузах (там тоже повсеместно открываются кафедры
и отделения пиара) - полная бредятина. «Учителя» же, читающие все эти
«составляющие» PR-искусства дисциплины – чаще всего недобросовестные люди,
заурядные мошенники, нередко и около-доцентская серятина, не понимающая
толком, что ей приходится читать, не умеющая внятно ни писать, ни говорить.
Вот, к примеру, анонс тренинга, проведенного
неким г-ном Торичко, «специалистом по креативным технологиям» Консалтинговой
группы "ИМИДЖ-Контакт", на факультете журналистики МГУ 13 марта 2001 г.
Синим я выделил те фрагменты текста, которые, на мой взгляд, написаны
плохо, не по-русски. Думаю, впрочем, что я поделикатничал, синить можно
было бы всё подряд. Посмотрите - предельно простые вещи почему-то занаучены,
затуманены, воспринять их на слух почти невозможно! Нужно иметь текст
перед глазами, и нужно вникать в смысл, перечитывая тезисы по нескольку
раз.
Ну а каким цветом надо было выделять
наименование специализации г-на Торичко? Я не случайно закавычил это наименование
– «специалист по креативным технологиям», потому что употреблять его без
кавычек – означает пропагандировать мракобесие, не меньше.
Скажете, хватил через край? Не согласны?
Зря. Так же, как не бывает непорочного зачатия, научного колдовства, мокрой
сухости и сладкой соли, так и не может быть креативных технологий. Понятия
абсолютно несовместимые. Технология – это прописанная на бумаге последовательность
действий, шаг за шагом, с подробным описанием каждого из них. А значит,
- это некая константа, некий постоянный фактор, которым можно пользоваться
многократно и очень долго. Креатив же – это озарение, это эвристический
миг, и хотя он, наверное, тоже поддается описанию, никакого отношения
к технологиям он не имеет, т.е. он по определению нетегнологичен. Креатив
может быть рядом с технологиями, дополнять, усиливать их; возможно под
какой-то креатив (т.е. под какую-то идею) придется разрабатывать технологию
реализации идеи, но сам по себе креатив не может быть технологией. Неужели
непонятно? Научить креативу, т.е. озарению, невозможно. И тот, кто берется
за это дело – либо шарлатан, либо тупой доцент Авас.
Несмотря на эти очевидные истины,
г-н Торичко, подставляя именитый ИМИДЖ-Контакт, многозначительно нёс с
кафедры всякую дурь в светлый мартовский день 2001 года.
Можно только посочувствовать ему
внимавшим.
Но вернемся к «посинённому» тексту.
Читаем:
Креативные технологии в PR
Как показывает опыт, стереотипическое
мышление, то есть мышление ограниченное некими ментальными рамками, возникает
не только в историческом, социальном контексте, но и в ходе обыденной
коммуникации. Сложившиеся ситуации заставляют нас думать в определенном
направлении. Такое положение вещей гибельно для креатора и грозит не только
созданием типичного продукта, но и неэффективным выполнением заказа клиента,
даже потерей денег. Из состояния принятия поверхностных решений и творческого
кризиса помогают выйти некоторые приемы, которые опираются на 4 правила:
1. Квота – определенное количество идей, которое необходимо создать за
данный период времени. Поскольку творческий процесс в принципе бесконечен,
мы как бы договариваемся о его прерывании на каком-то этапе.
2. Новизна - принимаются к рассмотрению только те идеи, которые ранее
не высказывались. Тогда можно говорить об уникальности нашего продукта.
3. Толерантность (отложенная оценка) - идеи не критикуются в процессе
их генерирования.
4. Плюрализм - любая новая идея хороша, даже если она неправильна. Правильная
идея может быть попросту обратной неправильной. Таким образом, среди множества
нам легче будет выбрать или смоделировать решение. Творчество - это победа
над страхом.
Все креативные технологии основываются на случайном факторе, который является
принципом разработки нового. На данном тренинге была рассмотрена технология
"Деления на 2". Поставленная задача делится на 2 произвольных компонента,
каждый из которых, в свою очередь, так же делится на 2. Мы получаем схему
и разрабатываем сценарии и ходы для каждой ее ветви в соответствии с указанными
выше правилами. В результате перед креатором предстает довольно широкое
поле вариантов.
Такой подход помогает "угрызть монолит", то есть любую задачу, с которой,
как кажется сначала, справиться невозможно. Или, что еще хуже, невозможно
справиться, не выйдя за рамки типичного.
Качество идеи можно проверить при помощи фокус-группы. Фокус-группа -
это репрезентативная выборка людей (от 6 до 30 человек), проецируемая
на сегмент аудитории. Обычно социологи предлагают дробить сегмент до меньшего,
то есть до наиболее подходящей нашему товару аудитории и проводить фокус-группу
с представителями этого сегмента. На тренинге был предложен другой подход:
определить в принципе потенциальную аудиторию и работать с ее выборкой.
Таким образом, мы сможем составить более полную картину происходящего.
Фокус-группу можно сравнить с лакмусом. Во время работы члены группы просматривают
ролик или знакомятся с идеями креативной группы. Специально обученные
люди (психологи, модераторы, сами креаторы) следят за реакциями "фокусников".
Эти реакции затем оцениваются, вследствие чего какие-то идеи принимаются
на дальнейшую разработку, а какие-то забраковываются.
Главное - мы никогда не должны
бояться творить, потому что этот процесс позитивен.
Во, чё творят! И в самом деле - ни
грамма не боятся! И в этом - вторая гнусная сторона медали вируса мошенничества.
Прочитав с кафедры раз, другой, третий свою пиар-бредятину, и не получив
соленым помидором в морду за морочение голов порядочным людям, горе-преподаватели
и впрямь начинают считать себя академиками, а свою бредятину – достойным
чтивом. И забывают об изначальной сущности своего ремесла, искренне начинают
считать себя достойными членами общества, имеющими право учить морали
других.
А вот еще более разительный пример.
Передо мной толстая – в 650 страниц
– монография г-жи Желтухиной М.Р., изданная под эгидой (внимание, держитесь
крепче!) Института языкознания Российской академии наук. Книга называется
«Тропологическая (!) суггестивность (!!) масс-медиального (!!!) дискурса
(!!!!). О проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ». – Москва-Волгоград,
Из-во ВФ МУПК, 2003.
Я приобрел этот фолиант на одной
из тусовок политтехнологов, организаторы которой специально выписали книгу
для распространения среди участников конференции. Книга преподносилась
как выдающийся учебник по овладению письменной речью в целях более искусного
запудривания мозгов , а автор – как опытный преподаватель по теме книги.
Прочитаем любой взятый наугад отрывок
из творения выдающегося языковеда:
«Процессы метафоризации,
будучи специфическими операциями над знаниями, часто приводят к изменению
отнологического статуса знаний: категоризации и декатегоризации. Одна
из функций метафоры заключается в категоризации еще не структурированного
концепта, исходно воспринимающегося как абстрактная сущность, плохо поддающаяся
национальному осмеянию. Другая её функция состоит в декатегоризации, в
разрушении старой категориальной сетки и в возникновении стандартного
представления о фрагменте действительности…»
Ну, все, хватит!.Каково?! Я действительно
взял наугад первую попавшуюся страницу – в данном случае 335. Но, поверьте,
в таком ключе написан весь фолиант – от заголовка (прочитайте этот «фант»
еще раз, не поленитесь!) до последних страниц с приложениями к книге.
Не позавидуешь начинающему пиарщику,
попавшему на мастер-классы к автору данного творения! Уж она его научит!
Прав был Гюстав Флобер, говоря: то, что понимают плохо, часто стараются
объяснить с помощью слов, которые не понимают.
Интересно, как бы отреагировал на
коллегу Желтухину товарищ Сталин, как известно, тоже слывший «большим
ученым, в языкознании познавшим толк»? Ой, в какой бы такой дискурс и
на сколь долгий срок он услал бы коллегу Желтухину?
Откровенно, если до знакомства с
книгой языковеда у меня еще возникали иногда дурацкие планы попасть на
какие-то курсы повышения квалификации текстовиков, то «тропологическая
суггестивность...» Желтухиной навсегда отбила охоту к подобным затеям.
Как говорится, спасибо, больше не
надо!
Я привел два, как мне кажется, убедительных
примера, отражающих общее состояние с пиар-обучением. В основном, шарлатанство
и непрофессионализм. И потому вновь обращаюсь к многочисленным потенциальным
соискателям знаний в этой области.
Мой совет: если зуд постижения этой
мудреной науки невыносим - постигайте. Только начинайте с бесплатных форм
обучения и, в первую очередь, с чтения книг по теме. Если при этом столкнетесь
с тупым или мудреным текстом - немедленно прекращайте читать (зачем тратить
время на измышления придурка или не разбирающегося в теме шарлатана),
ищите других авторов. И только среди адекватных, среди вполне понятных
вам авторов ищите учителей. Помните, что сказал наш великий соотечественник
М.Ломоносов: туманно излагает тот, кто туманно мыслит.
Вам нужен туман?
Ну, и конечно, наряду с умными книжками
серьезной школой служит практика. Вдумчивая практика, когда каждый свой
шаг вы обязательно оцениваете с позиции эффективности. Причем, оцениваете
дважды: вначале - планируя шаг, и затем – по его завершении, анализируя
допущенные ошибки и недочеты.
При таком подходе всего несколько
избирательных кампаний – и вы мастер! Можете не сомневаться.
Валентин ПОЛУЭКТОВ, избирательный технолог.
|
|
|