PRимерная типология PR-специалистов, или как распознать PRедателя.

Авторы статьи пытаются ответить на вопрос: индивидуальность предопределяет профессию или избранная профессия формирует индивидуальность? Высказывается предположение, что есть виды деятельности, в которых именно личность формирует профессию. К таким видам деятельности они относят и PR.
Мало кто не согласится с тем, что основную часть своего рабочего времени пиарщик отстаивает чьи-то интересы. Он, по сути, защищает тех, кто обратился к нему за услугами. А способность позаботиться о другом тесно связана с умением постоять за себя. Поэтому одним из основных факторов формирования профессиональной личности пиарщика является индивидуальный стиль его защитного поведения.
Термины "психологическая защита" и "защитные механизмы" были введены в психоанализ еще Зигмундом Фрейдом. Речь идет о различных системах психологического иммунитета против травмирующих ситуаций, включаемых с целью повышения самооценки. Во многих исследованиях используется также понятие индивидуального защитного стиля - того, что предпочитает индивидуум. По нашему мнению, правомерно использовать и понятие "профессиональный защитный стиль", характеризующий поведение в профессиональной деятельности.

Исходя из видов психологической защиты, мы классифицировали профессиональных пиарщиков по признаку основного механизма защиты.

PRофессионалы

Они могут все и даже чуть больше. В течение рабочего дня они успевают провести несколько переговоров и одно заседание, созвониться с десятком заказчиков и представителями свободной прессы, подготовить пакет документов по проекту и вылететь в однодневную командировку. Они ложатся в три часа ночи и встают в половине седьмого, поскольку понимают, что дела не ждут. Работа заменяет им все физические и духовные потребности; если они станут работать некачественно, то не смогут себя уважать.
PRофессионал выделяется: вокруг него всегда группируются просители. Он не отказывает никому: каждая просьба о помощи для него, прежде всего, интересная профессиональная задача, которую надо решить.
В работе и в жизни PRофессионалы чаще других используют защитный механизм компенсации - прием, который позволяет при неудачах в какой-то области повысить самооценку за счет достижений в другой. Механизм компенсации порождает желание ставить сложные цели и достигать все больших и больших высот. Негативным следствием действия этой техники иногда становится то, что человек добивается успехов в ущерб другим сторонам жизни.

PRороки

Среди пиарщиков встречаются философы. Не думайте, что перекошенность их лиц - следствие врожденного уродства: просто у них все мысли не помещаются в голову. Они необщительны не потому, что плохо к вам относятся, просто им легче писать, чем говорить. Они с воодушевлением составляют аналитические отчеты, прогнозируют развитие ситуации.
Философов легко определить по их основному качеству: прогнозы они любят давать и в жизни. И даже если их предсказания кажутся прагматичными ("сейчас придем, а столовая закрыта"), их объединяет высшая цель - подвергнуть интеллектуальной обработке каждую микроскопическую частицу реальности. И не важно, что останется от реальности после такой обработки.
Ведущим механизмом защиты у PRороков является интеллектуализация: в сложной ситуации они пытаются подвергнуть свои чувства логическому анализу и найти истину. Этот механизм многие исследователи относят к одному из самых высших, зрелых, сложных в использовании. Основным недостатком тут можно считать слишком критическое отношение к жизни, бесплодное самокопание, пессимизм.

PRаведники

Эти люди могут часами говорить о недопустимости использования "черных технологий", проявляя при этом удивительную осведомленность в подобных вопросах. Не надо спрашивать, откуда у них такое количество информации, как они ее используют и почему она постоянно обновляется, - обидятся.
Их отличительная особенность - отеческий взгляд и голос, полный участия. В сумке у них (только не вздумайте туда заглядывать) - губка для чистки обуви: они твердо уверены, что появляться перед сотрудниками в грязной обуви просто непорядочно.
Защищаясь, PRаведник предпочитает апеллировать к противоположному: человек убеждает самого себя в том, что все дурное (особенно то, что вызывает интерес) ему претит. Часто это помогает ему судить самого себя и не совершать плохих поступков. Недостаток действия этого механизма - в склонности к морализаторству, поучениям, заботливости по отношению к другим, которая воспринимается окружающими скорее как навязчивость.

PRизраки

Иначе их можно назвать "люди регионов". В офисе их видят крайне редко, поскольку они участвуют абсолютно во всех региональных проектах. Задание кажется им особенно привлекательным, если место назначения далеко и не отличается комфортными условиями. Эти люди в весьма затруднительном положении: все земное им обрыдло, а причин свести счеты с жизнью вроде бы нет: интересная работа, расцвет сил, материальное благополучие. Истинная цель их длительных поездок - не приехать туда, а уехать отсюда. Правда заключается также и в том, что в провинциях им жить легче: там они приезжие, а потому не задаются вопросом, почему чувствуют себя чужими и лишними.
Если вы встретите их, когда они перед следующей командировкой отчитываются о предыдущей, то безошибочно определите по пыльной, затертой одежде и отсутствующему взгляду: цивилизация их угнетает.
Ведущим механизмом защиты у PRизраков является изоляция. Такое поведение позволяет наблюдать свои чувства как будто со стороны, что ослабляет переживания. Способность "не чувствовать" помогает долго работать в напряженных условиях. Скрытая опасность здесь в том, что "отключиться" могут не только отрицательные эмоции, и это вызывает постепенное угасание интересов.

PRедатели

Их легко узнать по свисающей с шеи веревке с отломленным суком.
Во всех проектах они обычно на вторых ролях, работу выполняют несложную и делают ее аккуратно, поэтому не вызывают нареканий. Помимо удавки на шее, их отличает приветливость, которая может и не сопровождаться улыбкой, но обязательно дополняется умением слушать. Слушают они внимательно, особенно такие вещи, которые нормальному человеку слушать неинтересно (как выглядел курьер, сколько детей у клиента и так далее). Это необходимо, чтобы собирать информацию, в частности, о шефе и о проекте, над которым он работает. Из каких соображений они потом заложат его конкуренту, видимо, известно только им самим, поскольку часто даже не получают за это денег. Те, кого они уже предали, тоже не поняли, за что, и просто пытались повесить их на осине. Можете не сомневаться: веревка на шее у них настоящая.
Люди, отнесенные нами к этому типу, в своей работе наиболее часто используют защитный механизм регрессии, это когда человек возвращается на предыдущую стадию развития, то есть в детство. В классическом виде - это плач, жалобы, обращения за помощью. Механизм регрессии позволяет чувствовать поддержку внешнего мира. Негативным следствием регрессии может стать несамостоятельность, беспомощность в принятии решений.

PRодавцы

Самое удивительное в этих людях то, что в работе для них не существует слова "интересно". Они в принципе не знают, что это такое. Такие специалисты оценивают все, в том числе и проекты, над которыми работают, с точки зрения денег.
Их легко узнать по той энергии, с которой они предлагают свои услуги. Достаточно только поинтересоваться в их присутствии, что такое PR, как получите пакет PR-предложений на все случаи жизни, в том числе на тот, если решите баллотироваться на пост президента России. И не важно, какого качества будут предложения, главное - много, быстро и очень убедительно. Чтобы клиент не убежал, продавец моментально обзвонит нужных и ненужных людей, и через час все будут в курсе дел заказчика. Заранее через неофициальные источники он наводит справки о финансовом положении "жертвы" и способен даже в глубоком похмелье вынуть лицо из салата и воспроизвести сумму с точностью до копейки. Такой человек не отстанет от потребителя даже после оплаты своих услуг.
Излюбленный механизм защиты PRодавцов - замещение, когда недостижимая цель заменяется другой, более доступной. Это делает человека более гибким в суждениях и в принятии решений, а следовательно, более приспособленным к нестабильным условиям. "Побочным действием" механизма замещения является отсутствие четких ориентиров в жизни и, в конечном счете, низкий уровень результатов.

PRикольщики

В любой проект они находят способ добавить частицу своего юмора, который первые три дня кажется искрометным, но уже на четвертый - невыносим. Не надо считать их "бесплатным приложением" к коллективу, "пятым колесом". Их дар рекомендуется применять в "мирных целях". На презентации они запросто очаруют нужного клиента точно так же, как в первый день очаровали коллег.
Их легко узнать по глазам. Они - как у героя в момент объяснения в любви.
Ведущий механизм защиты PRикольщиков - идентификация, то есть способность уподобляться собеседнику, для того чтобы понимать его побуждения. Действие механизма идентификации формирует навыки общения с самыми разными людьми - умение находить нужные слова, поднимать настроение, привлекать к себе внимание. Негативным следствием идентификации является сложность в установлении близких контактов и непостоянство.

PRосто пиарщики

Их узнать проще всего - это основная масса профессионалов. Единственных и неповторимых, их невозможно подвести ни под какую типологию. Но если вдруг возникнет такое желание, можно вспомнить, что есть и другие механизмы защиты, к примеру, проекция (способность приписывать свои побуждения и негативные качества другим людям), сублимация (когда неудача вдохновляет на творчество), вытеснение (забывание того, что не хочется помнить) и многие, многие другие.
К тому же на самом деле в жизни все намного сложнее. Да, у каждого есть любимые привычки, в том числе и способы защиты. Но в работе, особенно в сфере PR, как в калейдоскопе, перемешиваются самые разные качества. И иногда PRофессионал, покоряя высоким классом, то посмотрит, как PRорок, то ужаснется делам своим, как PRаведник, то исчезнет, как PRизрак, то распорядится информацией, как PRедатель, то втюрит клиенту что попало, как истинный PRодавец, то вдруг отмочит что-нибудь, как настоящий PRикольщик.

Надежда КАЛИНИНА, Анна ЛУКАСИК,
Aгентство "ИМА-Консалтинг"
Перепечатано из: www.sostav.ru

вернуться в класс